Корзина
Очистить корзину
Итого:
0
Перейти к оформлению
Купить в 1 клик
Ваша корзина пуста.

TeakHouse: арт-объекты из вечного материалa

TeakHouse: арт-объекты из вечного материалa

К тому моменту, когда выйдет этот номер «Проекта Балтия», в Москву уже доставят первый выпуск двух новых авторских стульев, придуманных одним из руководителей архитектурного бюро «Арт-Бля» Андреем Савиным. Их проект появился еще 12 лет назад, но именно в этом году он попал на конкурс «12 стульев», организованный весной в рамках фестиваля «Под крышей дома – 2010». Там-то автор и получил от торговой компании TeakHouse, поддержавшей конкурс, сертификат на реализацию проекта.

Как понятно из названия, компания работает с тиком, точнее – с мебелью, предметами и элементами интерьера, произведенными из этой породы дерева. Их она продает в двух салонах Санкт-Петербурга и трех – Москвы. Соответственно из тика сделаны теперь и савинские стулья. Придумка архитектора оказалась весьма подходящей для демонстрации разнообразных положительных свойств материала, отличающих его от других пород дерева, вроде того же бука, из которого архитектор сделал конкурсный прототип одного из стульев.

Журналист, освещавший фестиваль, сравнил стул от «Арт-Бля» с гигантской расческой с загнутыми зубчиками. Концепция заключалась в том, что есть некая длинная доска, которая расщепилась – и ее части стали по-разному изгибаться. В результате получилось два стула: с высокой и стандартной спинками, а также две разновидности шезлонгов. Все – весьма изящные и артистичные, воспринимаемые не только с утилитарной точки зрения, но и как арт-объекты: принципиальность этого момента заявлена в авторской пояснительной записке.

Но вернемся к технологии и материалу. Важным свойством тика, упоминаемым куда реже, чем малая гигроскопичность, но пригодившимся в реализации архитекторского замысла, стала изначальная большая высота ствола, позволяющая делать действительно длинные элементы. В частности, для большего из описываемых стульев по- требовалась доска около 3 м. Поскольку ножки всех предметов должны пружинить под весом человека, полезным качеством для конструкции стула оказалось сочетание повышенной жесткости (за что тик ценят и строители, и резчики по дереву) с пластичностью, возникающей за счет сильной маслянистости дерева. Впрочем, здесь есть хитрость: каждая гнутая деталь стула – клееная в продольном сечении. Это одновременно повышает прочность на изгиб и позволяет решить проблему ограничения толщины доски, пригодной для гнутья, – другая сторона повышенной плотности тиковой древесины. Таким образом, каждая планка набрана из восьми дощечек толщиной 10 мм, и у торцевых сторон появляется дополнительный рисунок. Он отвечает линейной структуре стула в целом и дает визуальное представление о том, как устроено сиденье.

Заказ на реализацию авторской концепции был размещен у одного из российских мастеров, работающих сейчас в Индонезии – на главной родине тика. Собственно, оттуда подавляющая часть предметов, продаваемых в салонах TeakHouse, хотя их авторы в основном европейские дизайнеры. Решение о работе с конкретным мастером, а не с большим производством, поставляющим свои коллекции в салоны, было связано со сложностью проекта. Мало того что ширина планок не унифицирована, так под каждый криволинейный элемент потребовалось сделать отдельный шаблон, по которому затем доски изгибали на пару. Впрочем, старания, судя по всему, оправданы: уже сейчас появился потенциальный покупатель, заинтересованный в приобретении всего ансамбля, включая не реализованные еще шезлонги.

В свою очередь, TeakHouse планирует продолжить сотрудничество с архитекторами и дизайнерами в сфере создания авторских предметов, а не только продажи готовых изделий и выполнения разовых индивидуальных заказов. Сейчас компания ищет авторов, заинтересованных в разработке для серийного производства как малых объектов вроде аксессуаров для ванной комнаты, так и больших – вплоть до дверей, стеллажных групп, диванов и другой мебели, подходящей именно для российских квартир. Благо европейское высокотехнологичное оборудование, используемое производствами, с которыми сотрудничает компания, способно обеспечить воплощение почти любых идей.

Что интересно, речь идет не только о работе с новым деревом, но и об антикварной древесине. Это примечательная особенность тика, удваивающая экологичность произведенной из него мебели, которая мало того что не просто натуральна по материалу, так еще и обработана исключительно натуральными маслами и восками. Древесина оказывается столь долговечной, что в Индонезии принято разбирать ставшие ненужными тиковые лодки, дома, причалы и другие сооружения, дабы применять естественным способом просушившийся, а значит – более стабильный, материал вторично. Видимо, это служит дополнительной причиной, кроме собственно красоты и многообразия изделий, для художников различных фильмов, чтобы использовать тиковую мебель в кинодекорациях. А ее можно обнаружить как в американском «Сексе в большом городе», так и в российском «О чем говорят мужчины».

Материал опубликован в журнале "Проект Балтия" (№11, октябрь 2010)
Текст: Мария Фадеева